Картины каждого художника – это окно в иной мир. В момент контакта зрителя с картиной происходит самое интересное – творческое общение художника и человека, смотрящего на картину. В разных людях одна и та же картина вызывает совершенно разные чувства, ассоциации, а бывает, что и похожие ощущения. В этом интерес, тайна – в соавторстве художника и зрителя. Одна и та же картина как бы отражается в многочисленных зеркалах-душах людей и искрится разноцветными отблесками. Творение живет и продолжает свое движение из мира «другого» в миры «другие». Так происходит взаимное обогащение души зрителя и души художника.

И тут же возникает вопрос об ответственности творящего перед миром, за те произведения которые он выпускает из своих рук. Сознание самого художника должно быть чистым или по крайней мере он должен стремится к его очищению, расширению кругозора. Наполнением своего сознания Красотой, Добротой. А значит и в его работах будет отражаться внутренний мир, его мысли, стремления. Эволюционируя сам, человек может обогатить, улучшить окружающий мир.

В своем творчестве я стремлюсь к тому идеалу художника, который я попыталась описать. Большую часть своих впечатлений, вдохновений я черпаю из своих сновидений. Наверное, сейчас на Земле такое время, когда граница между тонким планом и земным стала более прозрачной. И уже очень много людей может прикоснуться к созерцанию удивительных по красоте и высоте тонких впечатлений, которые можно запомнить в сновидениях.

Я употребляю слово «сновидения» т.к. все-таки «сон» - это скорее состояние сознания в котором мы можем наблюдать впечатления, касающееся нашей повседневной жизни и которым сложно управлять. А «сновидения» - это те дары Высшей Материи, которые даются нам  как путеводные нити, как тропинки по которым можно выйти на главную дорогу Преображения человеческого сознания. Конечно же сновидений много и они разного уровня, различных по красоте, по насыщенности идеями, посланиями и т.д. И нужно суметь в них разобраться и не попасть в ловушку «очарования» тонким и не забыть при этом красоту нашей земной жизни.

Для меня главным критерием нужности, правдивости и правильности сновидения является прежде всего состояние после пробуждения.  Если это – радость, вдохновение, возникновение  прекрасных, добрых, высоких мыслей,  -  то это та самая «тропинка» по которой можно смело продвигаться. А значит я могу  это свое впечатление и зарисовать. Так и началось мое творчество – с рисования своих снов. Вернее с рисования впечатлений, ассоциаций, потому что сновидение – это не картина, а действие, движение мысли, души, зрительных образов, звуков, удивительных по красоте и гармонии. Часто мне очень печально от того, что я не могу запечатлеть и малой толики того, к чему прикоснулась. Я не музыкант, и не профессиональный художник и к сожалению мои картины это жалкое подобие Реальности, в существовании которой у меня нет никаких сомнений!

Но это не значит, что только красота тонкого мира увлекает меня. Я родилась в Якутии. Мои представления, впечатления с детства наполнены природой северной реки Лены. И образы шаманов, духов леса, реки впитались в мою сущность с воздухом тайги и со стихией нашей огромной реки. Серия «Пейзажи Якутии»  - одна из значительных составляющих моего творчества. Специально я не ориентируюсь на легенды и сказания якутского эпоса, хотя я и знакома с  основным литературным якутским эпосом «Нюргун Боотур Стремительный» ( это удивительное предание о борьбе добра и зла - онтологические представления шаманической традиции).

Природа Якутии укоренена в моем теле, в моем сознании. Слишком она красива, стихийна, резка, тонка одновременно. Сущности –духи просто сами собой появляются на картинах и названия также сами собой приходят из сознания без препятствий, все равно как вода в реке прибывает и убывает, так же естественно.

Скорей даже эти образы приходят больше из подсознания чем из сознания! Якутия, природа ее – это то из чего я выросла, из чего я сделана!

И в таких картинах, как «Бубен Шиботу», «Когда ветра тоскуют», «Сокровище Торы», «Созвездия Ураас» , «Салирдах», «Всплеск», «Шепот Дракона», «Олень», «Суобойон» большей частью сделаны природой во мне, чем мной самой. И названия эти тоже пришли соответственно больше из звуков тайги и речных песен ветра чем даже из моих снов. Хотя порой мне сложно разделить голос природного и культурного.

Я здесь больше как фиксатор, переводчик (медиатор?) – что услышал, то передал. Как смогла. Конечно, плохо, чем хорошо.


Выставки :

  • "Лики Легенд"
    (Музей Н.К.Рериха 2008г.)
  • "Знаки шамана"
    (передвижная 2004г.)
  • "Знаки Шамана"
    (Пушкинские горы 2004г.)
  • "Всплески Верхнего Мира"(Музей Н.К.Рериха 2002г.)
  • Ветер снов"(Реутов 2001г.)

  • Участие :

  • "Неземные миры земных художников"(Музей Н.К.Рериха 2005г.)
  • "Дыхание Вселенной"
    (Болгарский Культурный Центр 2005г.)


  • feo@feoart.ru